Фэндом

Зино́вий Ефи́мович Гердт.

Гердт.jpg

Зиновий Гердт родился под именем Залман Храпинович (в кругу друзей и близких, а также в театральном фольклоре известен под уменьшительным именем Зяма), младшим (четвёртым) ребёнком в еврейской семье 8 (21) сентября 1916 года в уездном городе Себеже Витебской губернии (ныне — Псковская область, Россия).

Учился в еврейской школе в Себеже, в тринадцатилетнем возрасте опубликовал в детской газете на идише стихи о коллективизации.

В 1932 году переехал к брату в Москву. В этом же году, сразу по поступлении в фабрично-заводское училищеМосковского электрозавода имени В. Куйбышева, начал играть в театре рабочей молодёжи (ТРАМ) электриков, организованного В. Плучеком. В 1934 году, окончив ФЗУ, пришёл работать на Метрострой электромонтажником, продолжая играть в театре. В 1935 году был переведён в профессиональный состав театра. В 1936—1937 годах играл также в Театре кукол при Московском Дворце пионеров.

В 1939 году перешёл в организованную А. Арбузовым и В. Плучеком Московскую государственную театральную студию («Арбузовская студия»), где проработал до начала войны. Исполнил роль Альтмана в спектакле «Город на заре» А. Арбузова. Первоначально выступал под своей настоящей фамилией Храпинович, затем под артистическим псевдонимом Гердт (в конце 1930-х годов ставшим его официальной фамилией; имя и отчество Зиновий Ефимович появились уже после войны). По воспоминаниям дружившего с Гердтом И. Кузнецова, псевдоним был предложен А. Арбузовым по имени популярной в 1920-е годы балерины Е. Гердт.

Участвовал в войне. В июне 1941 года ушёл добровольцем на фронт. В декабре 1941 года окончил специальные краткосрочные сборы в Московском военно-инженерном училище и был направлен на Калининский, затем — на Воронежский фронт. Проходил службу в должности начальника инженерной службы 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Гвардии старший лейтенант. 12 февраля 1943 года, на подступах к Харькову, при разминировании минных полей противника для прохода советских танков, был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда[7]. После одиннадцати операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы К. Винцентини (жена конструктора С. Королёва), актёру сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Инвалид войны III группы.

До 25 июня 1945 года работал в Московском театре молодёжи при дирекции фронтовых театров. В 1945—1982 годах — актёр Центрального театра кукол под руководством С. В. Образцова. Гастролировал с театром в Японии, США и других странах.

С 1983 по 1992 год — актёр МАДТ имени М. Н. Ермоловой. Играл также в театре «Современник» (спектакль «Монумент» Э. Ветемаа, 1977), Международном театральном Центре им. М. Н. Ермоловой.

На телевидении с 1962 по 1966 год, с перерывами на гастроли и съёмки, вёл передачу «Кинопанорама». Из-за сложностей с графиком ушёл из телепередачи, его преемником стал А. Каплер. В 1990-х годах был ведущим авторской программы «Чай-клуб» на канале ТВ-6 Москва. В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с В. Листьевым. 29 декабря 1994 года был в гостях у В. Листьева в последнем выпуске программы «Час пик» уходящего 1994 года.

В 2010 году издательство «АСТ» выпустило книгу З. Гердта «Рыцарь совести»[8].

Скончался 18 ноября 1996 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Звания и награды                                   

·         Заслуженный артист РСФСР (1959)

·         Народный артист РСФСР (1969)

·         Народный артист СССР (1990) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства

·         Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996)

·         Орден Отечественной войны I степени (1985)

·         Орден Красной Звезды (1947)[15]

·         Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (Премия в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру», 1996)

·         Почётный гражданин Себежа[8].

Творчество

Всю жизнь работал в театре, много снимался в кино, занимался озвучиванием мультфильмов.

Фильмография

 1.   1968 — Золотой телёнок — Михаил Самуэлевич Паниковский

2.   1970 — Городской романс — ветеран-фронтовик, «старый больной экономист»

3.   1972 — Карнавал — Скукин, председатель жюри

4.   1972 — Печки-лавочки — друг профессора Степанова

5.   1974 — Соломенная шляпка — месье Тардиво, счетовод в магазине мадам Бокардон

6.   1976 — Розыгрыш — Карл Сигизмундович Йоликов, учитель химии

7.   1979 — Место встречи изменить нельзя — Михаил Михайлович Бомзе, сосед Шарапова

8.   1979 — Трое в лодке, не считая собаки — могильщик

9.   1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Перцовский, продавец попугаев

10. 1983 — Мэри Поппинс, до свидания! — адмирал Бум

Также на Фэндоме

Случайная вики